31 января на Первом канале начинается премьерный показ 16-серийного фильма Елены Николаевой "Цыпленок жареный".
ЕЛЕНА НИКОЛАЕВА, режиссер
Об истории
Сценарий привлек меня темой, которая, казалось бы, лежит на поверхности, но почему-то до нас ее так никто и не затронул. Я говорю про сухой закон, который существовал в начале второго десятилетия XX века, почти в те же годы, что и в Америке. Эту тему не поднимал практически никто из отечественных литераторов и кинематографистов, в то время как американский кинематограф создал множество классических картин (и драмы, и гангстерские истории), посвященных сухому закону, в их числе и «Однажды в Америке». Мы долго работали в библиотеках и архивах, изучали историю периода начала НЭПа. Работа была непростой, но завораживающей.
Сухой закон вступил в силу в Российской империи еще в 1914 году, когда началась Первая мировая война. Но тогда же существовали рестораны, специальные лавки для дворян, не служивших в армии, в которых можно было заказывать алкоголь. Им это не запрещалось. Большевики в 1918-м ужесточили закон, и за пропаганду и продажу спиртных напитков даже расстреливали. В 1921 году условия чуть смягчили: расстреливали только за контрабанду спирта и за хищения. Но все равно это было время очень тяжелое – время погромов, солдатских мятежей, страшного голода по всей стране.
Новая экономическая политика, или сокращенно НЭП, была принята в Советской России в марте 1921 года. В «Цыпленке жареном» у нас взят очень короткий отрезок – август-сентябрь того года. Это время первых булочных, мебельных магазинов, всего первого. И одновременно это последние месяцы существования старой России. В то время герои еще пытаются жить по-старому. Подобные драматические моменты в истории всегда интересны кино, потому что вскрывают человеческие чувства и природу. Когда можно украсть – кто-то украден, кто-то нет. Когда можно убить – кто-то убьет, кто-то нет.
Одно из основных мест, где разворачиваются события в сериале, – это подпольный ресторан дяди Коли, вора в законе. Заведение находится в анатомическом театре инфекционной больницы, более того, расположен ресторан так, чтобы пройти в него можно было, только преодолев морг с кучей трупов. Такие подпольные заведения специально устраивались в подобных неприятных местах, чтоб туда не нагрянули с проверкой. Действие сериала происходит в Петрограде, потому что на тот момент он был центром трафика по подпольному алкоголю: спирт доставлялся из всех северных стран и Балтики.
Многие персонажи «Цыпленка жареного» по своим убеждениям идеалисты, но время их сломает. Не буду рассказывать, в чем именно это заключается. Отмечу только, что наш сериал о любви, дружбе, верности идеям и идеалам. Это очень мелодраматичная история.
Об актерах
В сериале очень много персонажей, мы хотели показать социальную структуру общества того периода. У нас три главных силы, которые борются за влияние в Петрограде, – это белогвардейцы (в лице Паши Трубинера), провозящие спирт из Балтики, Финляндии, это воры в законе, которые держат подпольный ресторан для торговли спиртом. Жену такого бандита, дяди Коли, играет моя любимая Ира Пегова, самого вора в законе – Виктор Сухоруков. И это чекисты, главного из которых играет Виктор Добронравов. Его персонаж не выдуманный, а имеет исторический прототип – Яков Петерс, один из создателей и первых руководителей ВЧК, страшный человек, убийца и душегуб. Конечно, мы не воссоздавали его биографию документально, а использовали лишь некоторые детали и мотивы.
Двух ключевых героев играют молодые актеры Никита Волков и Максим Белбородов. Если Никиту я хорошо знала до начала съемок и была уверена в его актерских возможностях, то Максим оказался исключительно яркой находкой. У него была очень трудная роль – идеалиста, который все время славит революцию. И если через себя это не пронести, если не испытать, то трудно сыграть. Максим смог, он полностью проникся своим персонажем, у него получилось.
О декорации
Шесть месяцев длились съемки в Петербурге и Сестрорецке. Половина съемочных дней прошла на натуре. Моя особенная гордость – построенная на территории бывшего Сестрорецкого оружейного завода масштабная декорация целого городского района! Там были различные интерьеры и экстерьеры: улица с двумя переулками, чайная, ателье, пекарня, склад. Очень красиво и атмосферно! Когда на съемочную площадку в первый раз приехал Максим Белобородов, прошел по этим улицам, сразу сказал: «Я будто не в кино, а в другой мир попал». Настолько все реально и правдоподобно получилось – складывалось ощущение не декорации, а настоящей жизни.