Рубен Дишдишян о съемках фильма «Землетрясение»

Рубен Дишдишян о съемках фильма «Землетрясение»
В Москве начались съемки фильма-катастрофы "Землетрясение". КиноПоиск расспросил продюсера Рубена Дишдишяна о конкурентах, съемках в Армении и других деталях картины.

12 октября в Москве стартовали съемки фильма «История одного землетрясения». КиноПоиск расспросил продюсера Рубена Дишдишяна о конкурентах, съемках в Армении и других деталях будущего последователя «Экипажа» и «Метро».

Последняя общая трагедия Советского Союза

 

 

 

Ленинаканское (Спитакское) землетрясение произошло утром 7 декабря 1988 года на северо-западе Армении. От мощных толчков магнитудой около 7 баллов пострадали более 300 населенных пунктов, а город Спитак, оказавшийся в эпицентре катастрофы, был разрушен до основания. Погибли, по меньшей мере, 25 тысяч человек, более 500 тысяч остались без крыши над головой. Одним из наиболее пострадавших городов был Ленинакан (сейчас — Гюмри), где и развернется сюжет «Истории одного землетрясения».

По словам Рубена Дишдишяна, Ленинаканское землетрясение — одно из последних событий в истории СССР, объединившее весь советский народ. Из всех союзных республик в Армению стекались добровольцы, обычные семьи посылали гуманитарную помощь пострадавшим. На протяжении пяти лет после катастрофы восстановлением городов занимались не только советские граждане, но и иностранцы – норвежцы, чехи, немцы, французы и другие. Продюсер был непосредственным участником тех событий: на следующий день после землетрясения он вместе с другом поехал в Ленинакан, чтобы разбирать завалы, надеясь обнаружить под руинами живых.

«У нас были мысли сделать что-то связанное с Арменией, но о землетрясении 1988 года мы не думали, — рассказывает Рубен Дишдишян, глава компании «Марс Медиа». — Когда братья Андреасяны пришли к нам со сценарием, мы поняли, что это подходящий проект, ведь это известное трагическое событие в Армении, о котором можно сделать большое, интересное широкому кругу зрителей кино».

Два проекта на одну тему — как в Голливуде

 

 

 

О совместном проекте Дишдишяна и братьев Андреасянов стало известно в 2014 году. Тогда же на горизонте замаячил еще один фильм на тему землетрясения — «Спитак» продюсера Елены Гликман. Сценарий «Спитака» был написан в 2008 году Мариной Сочинской, а в качестве режиссера должен выступить Александр Котт. Главный герой «Спитака» летит из Москвы спасать оставленную им когда-то семью, попадает в эпицентр событий и, пройдя через тяжелейшие испытания, в финале находит жену и детей.

О том, что существует еще один проект на ту же тему, в «Марс Медиа» узнали после того, как начали работать с Андреасянами. «Сначала я был шокирован, а потом даже обижен: почему Елена Гликман не обратилась ко мне, зная, что у меня есть корни и связи в Армении, и я мог бы быть полезен? – говорит Рубен Дишдишян. – Тем более, что режиссера Сашу Котта, с которым мы сделали два фильма, впервые с Арменией познакомил именно я, когда готовились к съемкам „Охотников за бриллиантами“. Тем не менее, я желаю, чтобы у них получился проект».

Продюсеры несколько раз пытались встретиться, а Антон Златопольский, поддерживающий со стороны ВГТРК проект Гликман, даже предлагал объединить проекты. Однако Дишдишян был готов на это только в том случае, если в основе будет сценарий, который разрабатывался при участии «Марс Медиа». «В нашем сценарии мы постарались совместить человеческую драму и фильм-катастрофу, это зрительское, жанровое и очень эмоциональное кино. Насколько я понял, проект Гликман — скорее, авторский», — уточняет продюсер.

Сценарий «Истории одного землетрясения» получил поддержку Фонда кино, заняв третье место в конкурсе сценариев. «Марс Медиа» приступила к съемкам 12 октября. Создатели надеются, что их картина не пересечется в прокате с проектом Елены Гликман.

 

Создатели «Истории одного землетрясения» думают параллельно снять документальный фильм о событиях декабря 1988 года.

 

Вслед за «Метро» и «Экипажем»

 

 

 

«Сценарий, который мы получили, был написан армянскими авторами и нацелен на армянскую аудиторию, — рассказывает Дишдишян. — Мы его кардинально изменили, понимая, что работаем на российском рынке и должны заинтересовать зрителя здесь. Полтора года мы переписывали сценарий, оставив лишь общую канву: ввели русского героя, сделали сильную человеческую историю, сохранив и экшн. Я надеюсь на Сарика, верю, что ему удастся хорошо снять как эмоциональную драму, так и фильм-катастрофу. Мы будем продавать кино, с одной стороны, как жанровое, с другой стороны, убеждены, что зрителю сложно будет сдерживать слезы».

«История одного землетрясения» продолжает путь российских фильмов-катастроф, новейшая история которых началась с «Метро» и в апреле будущего года продолжится «Экипажем», хотя сама катастрофа не занимает в сюжете много времени. «Сам удар стихии длился секунды, может, полминуты. У нас в фильме это займет несколько минут. Основная часть картины — это именно последствия стихии. Это разрушенный город, это горе людей, потерявших родственников, это спасательная операция. А стержнем будет конфликт двух главных героев — 25-летнего армянина Роберта и русского строителя Андрея, возвращающегося к семье в Ленинакан после 8 лет заключения. Его приезд совпадает с землетрясением. Молодой герой уверен, что именно Андрей виновен в трагедии, которая 8 лет назад случилась с его семьей», — объясняет продюсер.

Московский завод в роли армянского города

 

 

 

С российской стороны у «Истории одного землетрясения» — звездный кастинг. Андрея играет Константин Лавроненко, его жену — Мария Миронова, крановщика-добровольца — Артем Быстров. А вот искать актеров на роли армянских персонажей создателям пришлось больше шести месяцев.

«Полгода длился кастинг на роли армянских героев. Мы прошерстили всех актеров армянского происхождения в России, параллельно шел кастинг в Армении. Приняли принципиальное решение, что армянских героев должны играть только армяне, хотя по типажу подходят и актеры других национальностей», — говорит Рубен Дишдишян. После нескольких этапов проб из 20-30 кандидатов остались Виктор Степанян,Татевик Овакимян, Михаил Погосян, Грант ТохатянСос Джанибекян.

А вот в роли разрушенного Ленинакана выступят московские индустриальные окраины. «Мы нашли завод, который был полностью разрушен. Там должны были строить новое жилье. Нам удалось уговорить до конца года не начинать стройку и не разбирать завалы — там действительно все выглядит, словно после землетрясения», — говорит продюсер. Натурные съемки пройдут в ноябре непосредственно в Гюмри в течение 15 смен.

Сто тысяч долларов в создание «Истории» вложат Министерство культуры Армении и местный Фонд кино. «Нам важно, что Армения нас поддерживает мы получаем большую помощь со стороны профильных министерств, за что им очень благодарны», — делится Дишдишян. А министерство обороны и МЧС Армении поддержит кинематографистов массовкой, военными, техникой, объектами. Часть съемочного оборудования будет арендовано в Армении, часть — привезена из Москвы.

Фестивали, «Оскар» и четыре армянских кинотеатра

 

 

«Нам кажется, если фильм получится, то он может стать одним из самых кассовых в Армении. Забавно, там всего четыре кинотеатра, но на местных кассовых комедиях они собирают до 200 тысяч зрителей, потому что люди там ходят в кино несколько раз, если фильм им понравился. А 200 тысяч зрителей — это почти миллион долларов. То есть маленькая страна, а может дать такую большую кассу! Весной там открывается новый многозальник. Думаю, к релизу нашего фильма в Армении будет более 20 экранов», — рассказывает продюсер. Помимо проката в Армении, создатели надеются на успешные международные продажи, приводя в пример аналогичный фильм «Метро», который собрал больше 1,2 млн долларов.

После просмотра черновой сборки картины продюсеры будут решать фестивальную судьбу фильма. Ожидается, что финальная версия фильма будет готова к концу августа 2016 года, а на экраны «История одного землетрясения» выйдет ближе к 7 декабря — годовщине трагических событий. Дистрибуцией в России займется «Каро Прокат». «Мне кажется, в фильме есть и коммерческий, и фестивальный потенциал, — уточняет Рубен Дишдишян. — Так что все фестивали с августа по декабрь будут находиться в зоне нашего внимания. К тому же, мы бы хотели предложить подать картину на „Оскар“ от Армении».

Дарико Цулая

Теги: , ,