26.05.2017 / Максимальный вызов

В моей жизни и жизни моих коллег произошло важное событие. В рамках программы Российского павильона на 70-м Каннском кинофестивале мы представили фильм «Т-34» — военно-приключенческий экшн о событиях Второй мировой войны. В центре сюжета — противостояние двух танковых асов: немецкого гауптмана Ягера и младшего лейтенанта Ивушкина, совершившего дерзкий побег из немецкого плена.

В День Победы почти 8 млн человек по всей стране прошли в колоннах «Бессмертного полка». Люди не просто помнят события Второй мировой — посмотрите, только на сайте «Бессмертного полка» они рассказали более 400 тыс. историй своих предков, переживших войну. И каждая из них — это история героя и подвига. С этими цифрами нельзя не считаться, не замечать их. В том числе кинематографистам.

Кино в принципе должно очень чутко реагировать на настроения в обществе, на потребности и запросы зрителей. Не слепо потакать им, а поднимать важные темы, вести заочную дискуссию, вызывать яркие, неподдельные, чистые эмоции. И, конечно, развлекать, ведь фильмы — это еще и зрелище. Когда все эти элементы складываются, то получается фильм-событие. Кино, которое смотрят, обсуждают, пересматривают. И каждый продюсер хочет снять именно такой фильм.

Вторая мировая война включает такие события и эпизоды, такие условия и обстоятельства, таких героев и поступки, про которые невозможно не рассказать. Поэтому в свое время Стивен Спилберг взялся за «Спасти рядового Райана», а Кристофер Нолан после череды фантастических картин монтирует сейчас «Дюнкерк», поэтому Брэд Питт играет в фильмах «Бесславные ублюдки» и «Ярость», а Том Круз — в «Операции «Валькирия». В 2017-м в Европе выходят «Антропоид» и «Мозг Гиммлера зовется Гейдрихом». Очевидно, что в нашей стране важных и ярких историй про Вторую мировую, мягко говоря, не меньше, ведь для нас это Великая Отечественная война.

Но любое историческое кино должно быть актуально, иначе оно не вызовет интереса аудитории. Зритель хочет видеть на экране героя, с которым может себя ассоциировать, вдохновиться его примером. Мы все находимся в поиске таких персонажей. Иногда получается их найти в современности, как в «Бое с тенью», иногда, как сейчас, в «Т-34» с режиссурой того же Алексея Сидорова, — в нашем великом прошлом.

Фильм «Т-34» — наш самый крупный проект за последние пять лет, и мы делаем на него серьезную ставку. С Алексеем Сидоровым мы сняли вместе пять фильмов, и я считаю его одним из самых талантливых режиссеров и сценаристов в стране. С того момента как Алексей написал заявку по «Т-34» до начала съемок прошло три года. Всё это время шла кропотливая работа над сценарием. Перед нами стояла задача сделать его максимально зрительским, динамичным, современным, ориентированным на разные аудитории, чтобы картина получилась зрелищной — для молодежи, привыкшей видеть лучшие жанровые голливудские примеры, и в то же время с глубокой захватывающей историей, характерами — для людей более старшего поколения. Мне кажется, у «Т-34» есть всё, чтобы стать фильмом-событием.

Надо признать, что российское кино про Великую Отечественную войну — это всегда максимальный вызов. Во-первых, ты должен достучаться до зрителя, убедить его прийти в кинотеатр. И это крайне сложная задача, когда речь идет о 5–6 млн зрителей. И не всем удается ее решить. Во-вторых, ты должен не разочаровать купивших билеты, мало того — увлечь, удивить, заставить сопереживать, в идеале — испытать катарсис. В-третьих, это вызов для продюсера с финансовой точки зрения, потому что зрелищное, масштабное кино про Вторую мировую войну нельзя снять дешево. И если говорить о «Т-34», мы верим в историю, героя, творческую команду и принимаем этот вызов. В том числе для того, чтобы показать молодым зрителям: во Второй мировой войне участвовал не только герой Брэда Питта на танке из «Ярости», но и наши великие деды и прадеды.