Интервью Рубена Дишдишяна для «Кинобизнес сегодня»

Интервью Рубена Дишдишяна для «Кинобизнес сегодня»
На вопросы заместителя главного редактора «Кинобизнеса сегодня» отвечают глава кинокомпании «Марс Медиа», продюсер Рубен Дишдишян и его партнер Арам Мовсесян.

На вопросы заместителя главного редактора «Кинобизнеса сегодня» отвечают глава кинокомпании «Марс Медиа», продюсер Рубен Дишдишян и его партнер Арам Мовсесян.

 

Евгений Володин: В этом году «Марс Медиа» исполняется пять лет. Как вы оцениваете первые годы работы, все ли планы удалось осуществить?

Рубен Дишдишян: Нельзя сказать, что удалось сделать все, что было задумано. Но если учесть, что российский кинорынок в последние годы не отличается стабильностью, то можно сказать, что большинство из задуманного мы осуществили.

Арам Мовсесян: Компания разработала и выпустила за эти пять лет около 80 проектов.

- По всей видимости, среди них преобладали телевизионные фильмы и сериалы?

Рубен Дишдишян: Да, среди них 15 кинофильмов, а остальные 65 - это телевизионная продукция, преимущественно сериалы.

- Что выгоднее производить - большое кино или телевизионные фильмы?

- Конечно, с точки зрения бизнеса выгоднее производить телесериалы. Их проще просчитывать, прогнозировать их рейтинги, намного меньше рисков в производстве.

- Вы разрабатываете телесериалы по заказу конкретных телеканалов?

- Придумываем и разрабатываем мы сами, и уже в процессе разработки начинаем предлагать телеканалам. Безусловно, обратная связь с каналами очень важна, от их реакции на наши предложения зависит очень многое. Мы сотрудничаем с разными заказчиками, и каждый раз, начиная новый проект, примерно представляем, кому из них следует его предлагать. Хочу отметить, что в итоге реализуется примерно 80% наших идей, которые мы на свой страх и риск разрабатываем на стадии написания сценария или даже съемок пилотной серии. Согласитесь, неплохое соотношение.

- Какие жанры более востребованы в кино, а какие на телевидении?

- На телевидении, в зависимости от канала, может пользоваться спросом практически любой жанр - драма, исторический фильм, приключения. Наверно, правильно будет сказать, что востребованы все жанры, кроме скучного.

Арам Мовсесян: Пожалуй, можно сказать, что на больших каналах менее востребованы триллеры и эксцентрические комедии, которые до недавнего времени преобладали в кинопрокате. Телевизионная аудитория более склонна смотреть лирические комедии и мелодрамы.

- Говоря о сериалах, нельзя не упомянуть ваш крупный проект «Золотая Орда». Расскажите, пожалуйста, о нем поподробнее.

Рубен Дишдишян: Этот проект мы делаем совместно с компанией «Амедиа» и «АК БАРС» банком для Первого канала. Это высокобюджетный остросюжетный костюмно-исторический фильм, который, я надеюсь, получит продолжение в виде еще нескольких сезонов.

Арам Мовсесян: Этот сериал можно назвать псевдоисторической мелодрамой, поскольку в нем одно из главных мест занимает красивая любовная линия, а историческая обстановка - это лишь фон для нее. Мы не пытались достичь в ленте исторической достоверности.

Рубен Дишдишян: Арам хочет сказать, что в этой картине мы сознательно избегали конкретных исторических персонажей, таких как, например, Александр Невский. Если в первоначальном варианте сценария у нас и были какие-то имена, известные по курсу истории, то в окончательном варианте мы взяли конкретный исторический период - XIII век - и населили его некими условными князьями и боярами.

- Когда планируется выпустить «Золотую Орду» на экраны?

- Рассчитываем закончить съемки в конце января, и думаю, что к следующей осени 16-серийный фильм будет готов. На днях показывали первые материалы заказчикам, и, судя по их реакции, мы на правильном пути.

- В сфере производства сериалов «Марс Медиа» прочно стоит на ногах. Давайте вернемся к большому кино...

- 1 декабря выходит лента, на которую мы делаем большую ставку, - «Землетрясение». Картина основана на реальных событиях и рассказывает о землетрясении в Ленинакане 7 декабря 1988 года. Мне кажется, кино получилось очень эмоциональным. Армянская национальная киноакадемия уже выдвинула его на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». От Армении в производстве принимал участие Национальный киноцентр, от России - Фонд кино.

Лента куплена крупным американским дистрибьютором для проката в мире, и попадание в «оскаровский» «лонг-лист» послужит ей хорошей дополнительной поддержкой. В октябре-ноябре мы рассчитываем выдвинуть «Землетрясение» на «Золотой глобус». Первые показы пройдут в Торонто (беседа состоялась в первых числах сентября. - Прим. ред.), также ждем решения Токийского кинофестиваля и планируем заявить картину на фестиваль «Санденс».

- Трудно ли снимать фильм-катастрофу по сравнению, например, с триллером или фильмом ужасов?

- С точки зрения производства «Землетрясение» - очень сложная лента, но и технологии компьютерной графики развиваются стремительными темпами, так что сравнивать производство этой картины с нашими зрелищными проектами, снимавшимися несколько лет назад, не совсем правильно.

- Каково в фильме соотношение павильонных и натурных съемок?

- Мы нашли очень хорошие локации, и 90-95% съемок проходили на натуре. Две недели провели в Гюмри (так сегодня называется Ленинакан). Нам удалось воссоздать обстановку 1988 года, передать атмосферу этого светлого и красивого города до катастрофы, показать места, где все происходило, и людей, которым предстояло это пережить. Но мы приняли принципиальное решение, что все сцены после трагедии, сцены разрушенного города и спасения людей снимаем уже в Москве: просто невозможно было бы создавать декорации разрушенного Ленинакана в Армении, где каждый помнит Спитакское землетрясение, каждый живет с этой болью. И на территории заброшенного московского завода художник фильма Давид Дадунашвили построил декорацию разрушенного города площадью 10 000 кв.м.

- Как в этом проекте распределялись продюсерские функции между вами и братьями Андреасянами?

- Мы в нем отвечали в основном за творческую составляющую. Со сценарием работали мы с Арамом, за два года сценарий переписывался около десяти раз, и в итоге мы получили тот вариант, который нас устраивал. С этого момента к работе подключилась команда Сарика Андреасяна: съемочную группу выбирал он, кастинг мы проводили вместе. Наш кастинг-директор Лика Леонидзе в течение двух месяцев смотрела актеров в Армении: мы решили, что всех армянских героев должны играть армяне.

В итоге, на мой взгляд, актерский ансамбль получился очень удачным - столь тщательный подход к отбору актеров принес свои плоды. Исполнителей главных ролей - Константина Лавроненко, Марию Миронову, Артема Быстрова, Виктора Степаняна, Гранта Тохатяна, Сабину Ахмедову - мы подбирали вместе с Сариком. Он же выбрал Argunov Studio для работы над спецэффектами. За производство отвечала наша компания «Марс Фильм» Арсена Меликяна под руководством исполнительного продюсера Галины Нахимовской.

- Вы уже где-то показывали готовую версию ленты?

- Мы провели несколько тестовых просмотров. После первых показов - сначала для Фонда кино и немногочисленных представителей индустрии, затем в Армении - вносили в картину определенные корректировки, стараясь учесть все замечания зрителей, многие из которых пережили землетрясение 1988 года.

В итоге было сделано шесть вариантов монтажа, каждый из которых учитывал те или иные пожелания зрителей. В работе над монтажом нам очень помогли Елена Денисевич и Ольга Гриншпун; также хочется поблагодарить Сарика Андреасяна за то, что он пошел нам навстречу, и мы вместе смогли более четко выстроить драматургию.

Затем мы показали фильм на Каннском кинорынке, где его высоко оценили зарубежные покупатели, и в итоге ленту приобрела крупная американская дистрибьюторская компания Covert Media.

Арам Мовсесян: «Землетрясение» снималось на русском языке, но для проката в Армении было дублировано на армянский, причем на тот диалект, на котором разговаривают в Гюмри. У нас был тестовый показ в Гюмри для случайных зрителей, которых приглашали прямо на улицах города.

Рубен Дишдишян: Мы очень волновались - для нас это был самый важный показ, потому что зрители были свидетелями той катастрофы, и их мнение для нас наиболее значимо.

- «Землетрясение» - первый и главный сегодня ваш кинопроект. А каких еще новинок ждать от «Марс Медиа» на большом экране в ближайшее время?

- В этом году «в запуске» у нас находится шесть фильмов. Самым крупным из них станет военно-приключенческая лента «Т-34», которую мы делаем с Алексеем Сидоровым. Это история русского танкиста, который попал в концлагерь, бежал оттуда и вместе с экипажем и девушкой, которую полюбил, пробирается через всю Германию к линии фронта, отбиваясь от немецких преследователей. Это танковый «экшен», действие которого развивается в 1943 году, с очень сильной человеческой историей. Бюджет картины - 550 миллионов рублей, и мы делаем на нее серьезную ставку. С Алексеем Сидоровым мы сняли вместе пять фильмов, и я считаю его одним из самых талантливых режиссеров в нашей стране. Производством ленты занимается наша компания «Марс Фильм».

Далее, мы в качестве сопродюсеров вошли в проект Александра Велединского «В Кейптаунском порту», замысел которого он вынашивал около двадцати лет. Съемки закончены, идет монтаж, и, вероятно, картина будет готова к концу 2016 - началу 2017 года.

В начале сентября стартовали съемки криминальной драмы «На районе», которую мы продюсируем вместе с Данилой Козловским. Это режиссерский дебют Ольги Зуевой, в котором она выступила и автором сценария, а Данила Козловский играет одну из главных ролей. Снимать будем во Владивостоке и в Москве. Ольга Зуева - талантливая и амбициозная, мы окружили ее сильной командой и надеемся, что фильм получится. Монтаж планируем завершить в январе 2017 года. Данила Козловский и наши коллеги только что вернулись из Владивостока, где заручились поддержкой губернатора и министра природопользования. Мне кажется, что Дальний Восток незаслуженно обойден вниманием кинематографистов, ведь это очень красивый край, и у нас там запланировано много натурных съемок.

В октябре стартуют еще три картины. Первая - «Аритмия» Бориса Хлебникова по сценарию Наталии Мещаниновой, с Александром Яценко и Ириной Горбачевой в главных ролях. Ленту мы делаем совместно с Сергеем Сельяновым, и готова она будет к марту следующего года. Второй фильм - «Жги» - станет режиссерским дебютом актера Кирилла Плетнева в полнометражном кино. Главные роли в этой картине, которую Плетнев, как и Зуева, снимает по собственному сценарию, сыграют Инга Оболдина и Виктория Исакова. Эту ленту мы делаем в партнерстве с Вадимом Горяиновым.

Третий фильм, над которым мы работаем совместно с братьями Андреасянами, - фантастический боевик «Кома». Здесь подобрался очень сильный актерский состав во главе с моим другом Алексеем Серебряковым. Также в картине заняты Риналь Мухаметов, сыгравший у Федора Бондарчука в «Притяжении» (ленты еще никто не видел, но близкие к проекту люди говорят, что сыграл он там замечательно), и Любовь Аксенова. Режиссером «Комы» стал Никита Аргунов, а к созданию сценария приложил руку Алексей Гравицкий.

В этом году мы решили усилить наше кинонаправление и создали в «Марс Медиа» киноотдел во главе с продюсерами Николаем Ларионовым и Павлом Одыниным. Сегодня в отделе работают пять сотрудников, но планируем его расширять и в будущем году запустить не менее пяти-шести кинопроектов. В дальнейшем рассчитываем выпускать ежегодно два-три коммерческих проекта и столько же авторских картин.

- Недавно на фестивале в Выборге председатель жюри игрового конкурса Сергей Урсуляк сказал, что, по его мнению, модель продюсерского кинематографа себя не оправдала, и индустрия активно начала обсуждать это утверждение. Как по-вашему, какой кинематограф эффективнее - продюсерский или режиссерский?

- Я думаю, его слова не совсем верно интерпретировали. Мы дружим с Сергеем Урсуляком, с которым вместе сделали две работы, включая знаменитый сериал «Ликвидация». Во время нашей совместной деятельности мы предоставляли Сергею полную творческую свободу в выборе актеров и команды, и я думаю, ему не в чем нас упрекнуть. Правда, мы ему помогли на стадии кастинга, предложив на главную роль Владимира Машкова. Дело в том, что в сценарии Гоцман был описан как человек крупный, высокий, и Урсуляк планировал пригласить на эту роль Дмитрия Назарова. Мы в дружеской беседе предложили ему попробовать Машкова, Сергей нас услышал и убедился, что Володя идеально подходит.

На втором фильме, который мы делали вместе с Урсуляком, - сериале «Исаев» - мы вообще не вмешивались в творческий процесс, и я считаю, что это было ошибкой. В итоге 16-серийная лента с очень приличным бюджетом не оправдала наших надежд, и с позиции сегодняшнего дня я думаю, что, возможно, нам следовало бы тогда дать Сергею несколько советов.

Говорить же о том, что продюсерское кино себя не оправдало, считаю в корне неправильным. Я как продюсер уважаю всех режиссеров, с которыми работаю, считаю, что кино - это творческий альянс режиссера и продюсера, и этот альянс может стать успешным только тогда, когда они работают на равных, внимательно прислушиваясь к мнению друг друга. За те годы, что мы с Арамом занимаемся продюсированием, у нас не было практически ни одного конфликта с режиссерами.

Арам Мовсесян: Возможно, Урсуляк хотел сказать, что режиссер не должен беспрекословно подчиняться продюсеру, что у него должна быть определенная свобода творчества, - и в этом мы с ним совершенно согласны.

Рубен Дишдишян: Кстати, Сергей Урсуляк уже очень давно не снимал кино для большого экрана - последние полтора десятка лет он делает только сериалы. Мы предлагали ему поработать над фильмом «Два дня», режиссером которого в итоге стала Авдотья Смирнова. Интересно, что главную роль в этой ленте должен был играть Владимир Машков - под него адаптировался сценарий. Но когда Урсуляк отказался от участия в проекте, Смирнова, вставшая у руля картины, увидела в главной роли Федора Бондарчука, которому, кстати, мы предложили поучаствовать в продюсировании. И получилось хорошее кино.

- В современном российском кино не очень много актеров-звезд, на которых зрители обязательно пойдут, и множество молодых актеров и актрис, не слишком знакомых публике. Как вы считаете, есть ли у молодых актеров шансы стать звездами?

- Конечно, есть. Я считаю, что по-настоящему талантливые люди рано или поздно проторят свою дорожку к известности и славе. Я очень часто бываю в театре, смотрю на молодых актеров, и многие из них появляются в наших фильмах. А если нам удастся развить интернет-направление, то мы будем приглашать в проекты для Интернета исключительно молодых и неизвестных актеров и пытаться сделать из них звезд. Пусть покажут себя, все в их руках - мы дадим им шанс, и их задача этот шанс правильно использовать. Мы как продюсеры понимаем, в каком проекте нужно делать ставку на звезду, а в каком, наоборот, наличие звезды будет мешать. Главное - чтобы у человека был талант.

- Как вы относитесь к господдержке кинематографа? Считаете ли вы ее достаточной?

- Я считаю, что господдержка, безусловно, в наших условиях необходима. Мне кажется, что политика государства в области кино в последнее время формируется правильно. Есть Фонд кино, задача которого - поддерживать коммерческое кино и увеличивать долю российских лент в кассовых сборах наших кинотеатров, и есть Министерство культуры, которое поддерживает авторский кинематограф. Кино формирует основы мировоззрения, мышления целых поколений. Из-за недостатка на экранах качественной российской кинопродукции наша молодежь растет на западном, прежде всего американском кино, впитывая американскую же идеологию. Поэтому я за то, чтобы поднимать долю отечественного кино. В настоящее время не вижу никаких рыночных механизмов, которые позволили бы поднять долю российского кино хотя бы до 25%, поэтому единственным способом достижения этой цели мне представляется увеличение средств, выделяемых коммерческому кинематографу Фондом кино, как минимум вдвое.

В нашей стране есть полтора-два десятка сильных продюсеров, которые могут делать хорошее коммерческое кино, способное конкурировать с западной кинопродукцией. В качестве примеров можно привести такие фильмы как «Экипаж», «Легенда №17», «Призрак», анимационные ленты, которые делает компания Сергея Сельянова. Скоро на экраны выйдут «Ледокол» Николая Хомерики, «Дуэлянт» Алексея Мизгирева, «Викинг» Андрея Кравчука. На подходе «Защитники» братьев Андреасянов и наш «Т-34», в которых я вижу большой коммерческий потенциал. «Землетрясение» тоже может стать «спящим хитом». Есть люди, умеющие снимать кино, и есть индустрия, которая постепенно возрождается. Кино - это коллективный труд, а не только работа продюсера, сценариста и режиссера. Есть еще техническая составляющая, в которой не менее важен труд вторых режиссеров, гримеров, художников по костюмам и т.д. Если Фонд кино найдет возможность увеличить финансирование в два раза, то мы за два-три года сможем поднять долю российского кино до 25%. При этом задача Министерства культуры - поддержка авторского кино, в том числе дебютов, чтобы взращивать кадры, способные впоследствии прийти и в коммерческий кинематограф.

К сожалению, наша киноиндустрия не может сегодня существовать без финансовых вливаний со стороны государства, и я считаю, что крайне необходимо увеличить поддержку трех-пяти крупных проектов, которые делают большую кассу и способны представлять наше кино на зарубежных рынках. В ближайшие пять-семь лет господдержку надо увеличивать, а затем можно будет осуществлять «тонкую регулировку» всей системы. Пусть чиновники в Министерстве культуры думают, как стимулировать творческих людей делать коммерческое кино.

- Говоря о финансировании кино, не стоит забывать о копродукции. Какие проекты «Марс Медиа» снимаются в сотрудничестве с другими странами?

- Сегодня в копродукции мы разрабатываем несколько телевизионных проектов. Это 16-серийная картина «Ясное небо», которую мы делаем совместно с Китаем, совместная с Германией восьмисерийная лента «Охота на Гитлера» и экранизация «Братьев Карамазовых», к которой мы привлекли французов и, возможно, привлечем американцев. В ближайшее время планируем начать совместный кинопроект с англичанами, но пока я не хотел бы раскрывать подробностей.

К сожалению, в последние пару лет вокруг нашей страны сложилась не очень благоприятная политическая ситуация, и это удерживает многих потенциальных европейских и американских инвесторов от совместного производства, но я надеюсь, что все изменится к лучшему.

- Скажите несколько слов о дальнейших планах компании.

- В настоящее время мы разрабатываем порядка десяти кинопроектов, которые планируем запустить в 2017-2018 годах. Как я уже сказал, мы развиваем кинематографическое подразделение по двум направлениям - авторского и коммерческого кино. Юрий Арабов пишет для нас сценарий биографической ленты о Бродском, а Ираклий Квирикадзе работает над сценарием про чеченского лидера Шамиля. Сценарии для наших будущих проектов пишут также Юрий Богомолов и Геннадий Островский. Кроме того, в стадии сценарной разработки находятся несколько коммерческих проектов - комедии, фантастика, боевики. В общем, работы хватает.                                          

Теги: , , , , , ,